Расскажите, как родилась идея фестиваля?Фестиваль Сходы до Неба будто всегда был, и точно так же, как все значимые в жизни человека явления обычно случаются, суть его важно было своевременно проявить. И сделать эту работу, максимально соответствуя заданным самим пространством параметрам.
В качестве аналога был взят римский фестиваль «Женщина под звездами», который проводится на знаменитой Испанской лестнице столицы Италии. Так же, как и там, мы хотели изначально уйти от примитивности представления моды как одежды, делая акцент на
Моду как уникальное синтезирующее искусство, способное представлять образ Женщины, идеальной в своём первоистоковом божественном жизнетворчестве. В качестве инструментария для решения задач создания пространства гармонии на фестивале Сходы до Неба мы, в дополнение к Моде, использовали Музыку и Слово.
Организатором фестиваля выступило Ателье Высокой моды «Ольга и Симонов», основатель которого модельер Ольга Тюфякова к тому времени получила высокое мировое признание.
Первым, кто поддержал идею фестиваля, был Анатолий Борисович Соловьяненко, народный артист СССР, выдающийся тенор современности. Его творческая дружба с модельером позволила легко объединить усилия в отношении программы и участников.
Моду на фестивале представляли коллекции от кутюр Герца Мепена и Ольги Тюфяковой (Украина), а также дома моды
Litrico (модельеры Франко и Джуззи Литрико) из Рима, учредителей Палаты высокой моды Италии.
Помимо Анатолия Соловьяненко, музыку Сходов до Неба во время гала-представления утверждали: джазовая певица Оксана Кулакова, дирижёр Владимир Сиренко с Национальным симфоническим оркестром Украины, народная артистка Украины балерина Елена Филипьева, композитор и пианист Игорь Стецюк, создавший специальную композицию для коллекции Ольги Тюфяковой.
Первоначально мы хотели задействовать и режиссуру, и декорации фестиваля «Женщина под звездами», но идея оказалась сложновыполнимой, и к нам в Киев мы заманили только сценографа Гвидо Дзани, одного из известных архитекторов Рима, с которым нас связывали дружеские отношения. Благодаря его творческой интуиции и была выбрана площадка лестницы Украинского дома на Европейской площади, где 28 июня 1997 года и состоялась премьера фестиваля Сходы до Неба. Вместе с ним над сценографией работал Игорь Добруцкий. Существенную помощь в реализации задуманного оказало подключение к празднику Слова-Музыки-Моды фирмы "Зинтеко" под руководством Стаса Кушпитовского.
Фестиваль такого уровня невозможен, если участники не загораются проектом как своим собственным. К счастью, со Сходами до Неба так и случилось!
И Сходы до Неба стал фестивалем потрясения! После окончания действа наши итальянские коллеги отметили, что смелый киевский эксперимент превзошел по уровню и качеству то, что было вначале фестиваля «Женщина под звездами».
Зрители и участники первого фестиваля пережили необыкновенно вдохновительные минуты крещения красотой и гармонией.
Однако главным достижением фестиваля стало проявление
жажды единства и сотрудничества граждан нашей страны Украины, реализовавшееся в торжественном и трепетном соприкосновении с высоким искусством Слова-Музыки-Моды.
Как родилось название фестиваля?«Сходы до Неба» – имя фестиваля – родилось спонтанно.
Любые имена собственные – и людей, и акций – всегда обладают удивительной тайной рождения, вокруг каждого есть какая-то легенда... Так и здесь...
Был разгар организационных забот, но название фестиваля придумать не могли. И однажды Александр Курий, звукорежиссер фестиваля, талантливый мастер и один из активных членов оргкомитета, принес перекидной календарь: “Посмотрите, день 28 июня называется в календаре «Сходы до неба»”.
Так оказалось по какому-то славянско-языческому преданию... Именно «Сходы до Неба»!
Имя фестиваля пришло как определение удивительного пространства, которое потом мы еще долго-долго обживали, пытаясь понять, что оно означает энергетически.
«Сходы до Неба» – попытка вдохновить каждого на искренность очувствования собственной исключительной божественности как ответственности творческой самореализации через сопричастность с миром.
Фестиваль Сходы до Неба – фестиваль единства и вдохновения перспективой.
«Сходы до Неба» – это не в небо, которое в никуда, это не к небу, которое всегда будет казаться иллюзией. Это когда на носочках тянешься к тому высокому состоянию, которое определяет тебя-Человека гранью божественного миротворчества.
Вы определяете инструментарием фестиваля Слово-Музыку-Моду, почему? Слово фестиваля – всеначалие, формирующее пространство единения людей, жаждущее гармонии и красоты.
Музыка Сходов до Неба – камертон подобной гармонии.
Мода – уникальное искусство, способное уравновешивать проявленную и непроявленную реальности. Идеальная Женщина, образ которой представляется фестивалем, чувствует себя на Сходах до Неба комфортно и естественно, заражая чувством единости мира зрителей.
Каковы критерии отбора участников? Безусловный талант и мастерство, подтвержденное мировым признанием.
Есть ли в планах развивать фестиваль в сторону каких-то других видов искусств, и нужно ли это делать?Конечно, и можно и нужно... Фестиваль – это живой организм, который достаточно состоятелен сам по себе как явление мировой культуры, сотворяемое в нашем чудо-Киеве...
Турне Хворостовского в Донецке-Одессе-Львове под эгидой фестиваля Сходы до Неба вызвало огромный резонанс. Не считаете ли вы, что Украине для интеграции в мировой контекст катастрофически не хватает гастролей мировых звезд?Вообще не считаю, что Украине нужно куда-то интегрироваться. Она уже интегрирована как пространственное образование, как уникальная ментальность, как особая присущая только ей культура. А культура не связана со словом «интеграция».
Культура – определенная форма деятельности человека, которая позволяет проявлять идеальность мира. Мира, в котором человек живет.
Этот мир изначально гармоничен и целен.
Не секрет: когда рождаемся – мы идеальны. Но в дальнейшем, по мере адаптации к социальности, перестаем видеть идеальность мира. И это ведет к конфликтам и войнам, к депрессии и пессимизму.
Фестиваль Сходы до Неба задуман как камертон идеальной первоистоковости мира. Возможно ли? А почему бы и нет!
Никто не знает: Бог – это ЛЮБОВЬ – как? что? куда? Но Женщина же чувствует направление на любовь абсолютно!
Так и с фестивалем: безукоризненная чистота помыслов, с которыми мы все это делаем, высочайший профессионализм привлекаемых сотрудников, талант приглашаемых мастеров – все это вместе вполне позволяет такое пространство создавать.
В 1997 году – это было, по сути, бессознательно, но получилось.
Но в 2010 году было уже абсолютно понятно: что делаем, как делаем, и куда мы идем. Алексей Козлов, Вячеслав Зайцев, Ольга Симонова, Игорь Стецюк, Владимир Сиренко, Елена Филипьева... Талант этих артистов позволил осознанно сотворить фестиваль Сходы до Неба, создавая особое пространство красоты и гармонии.
В 2011 году, с подключением Дмитрия Хворостовского, палитра фестиваля резко расширяется.
В 1997 году это был шок, реанимирующий, вдохновляющий, провоцирующий на перспективу.
Фестиваль 2010 и 2011 годов, спустя 13 лет – уже не шок, но удовлетворение жажды сопричастия процессам божественного миротворчества.
Мы говорили о женщине, о красоте, о необходимости Украине с чем-то выходить в мир. В мир, который уже содержит Украину.
Украина уже
оттуда, а не
туда.
И это совершенно разные ответственности – если только собираешься идти куда-то, или востребована осознанная ответственность проявлять себя прямо сейчас.
Поэтому фестиваль не включает Украину в мировые тенденции, нет! Наоборот, – усиливает ответственность Украины за тот тон себя, который раззвучивается фестивалем с помощью этих мастеров мирового уровня.
Единство – есть гармония разного.
И важно чтобы человек на фестивале был потрясен.
Кем, Хворостовским? – нет. Он должен быть
потрясен самим собой, слушающим Дмитрия Хворостовского. На уровне ответственности за этот мир, в котором Украина давно ПРОписана. Куда давно интегрирована.
Но к сожаление до сих пор взять ответственность за эту часть своей интегрированности не захотела.
Поэтому фестиваль – не желание Украину куда-то повести, - не к, не в небо.
Фестиваль – самоотверженная попытка создания камертона единого и уравновешенного красотой и гармонией мира. Мира, в котором мы все незаменимое эволюционное звено.
Чем отличается фестиваль 2011 года от фестиваля 2010 года?Фестиваль 2011 года – это фестиваль цельности мира. Чтобы подобная цельность была максимально не заангажирована и не придумана, необходимо, чтобы участвовали такие мастера мировой культуры как Дмитрий Хворостовский, Илзе Лиепа, Дмитрий Найдич, Ольга Микитенко, Ольга Симонова...То есть те, кто способен в силу таланта быть максимально ненасильственным в своей творческой реализации. Что в свою очередь необходимо для создания атмосферы праздника прозрения чудом жизни.
Классическую музыку слушать в исполнении мастера или просто ремесленника – конечно, небо и земля...
Фестиваль Сходы до Неба – для потрясения. Но что ценно в нашем фестивале: и искусствовед и простой зритель получают одинаковое потрясение. Это уже не философоведение, но философия; не искусствоведение, это искусство; не культурология, но культура, – в первоистоковом смысле. Вот чудо нашего фестиваля.
по поводу модернового искусства…Этот вопрос задали Хворостовскому, в Одессе, по-моему... Боже, как мне понравился ответ: он попал в десятку. Он говорил, что мол, наверное, здорово, великолепно... И я, наверное, мог бы спеть вниз головой арию Онегина... Но воспитан на классическом искусстве. Я, говорил Дмитрий, вердист, Верди люблю. Говорил, мол, понимаю, что там еще неизведанные пласты, которые поднимать, поднимать и поднимать...
Увлечение модернизмом, постмодернизмом – великолепно.
Но любая дисгармоническая гармония требует утверждения классической гармонией. Потому что, например, розу – это для меня удивительный философский образ – ее нельзя сделать постмодернистской или недомодернистской. Потому что это будет уже не роза, а что-то другое. Но роза как чудо природное – это та классическая первооснова жизнетворчества, которая определяет понятие красоты как сознания вселенной – она первозданна всегда!
Искусство существует для потрясения. Музыкальные стили, в конце концов, не так важны, – существует хорошая музыка и плохая. Хорошая – та, которая человека божествит, а плохая – когда низводит до животных инстинктов.
Мы хотели бы иметь на фестивале палитру зрителя от 17 лет до 70 лет.
Вне специальности, образования или пола.
Однако, на чистый рок – 70-летний не придет, отклонись в абсолютную классику – 17-летние не заинтересуются. Вот и наш баланс: держать золотую середину. Мы это достигаем приглашением артистов мирового класса. Как те, кто принимает участие в гала-представлении фестиваля Сходы до Неба 28 июня 2011 года.
www.shodydoneba.com.ua